Бывало ли у вас такое, что вы ставите план в своём отделе продаж, его принимают, а в конце месяца говорят вам причины, по которым он не сделан?
Часто возникает ощущение, что команда весь месяц только и делал, что искала причины…
Но вдруг, в команду приходит “злой и голодный” новый менеджер, который сталкиваясь с трудностями, ищет варианты их решения. А когда не может найти, идёт к вам за помощью, или спрашивает варианты решений у коллег. И в итоге, он делает личный план. Как же так? Ведь, в какой-то момент отключали свет в офисе и работа вставала, а потом еще поставка продукта задержалась на целую неделю.Но ему это не помешало. Он тот самый, который позвонил директору и договорился о покупке генератора в офис, а клиентов он предупредил о перебоях с поставками и брал авансы для бронирования партии. Он искал любые возможности, какими бы ни были причины.
Вот, бы все были такими!
Проактивность — это способность действовать заранее, предугадывая возможные проблемы и возможности. Проактивные люди берут инициативу в свои руки, создают план действий и не боятся брать на себя ответственность за последствия своих решений. Они часто показывают следующие характеристики:
- Инициативность. Они не ждут, пока им скажут, что делать;
- Планирование. Проактивные люди заранее разрабатывают планы и стратегии;
- Ответственность. Они принимают ответственность за свои действия и их результаты;
- Гибкость. Они способны адаптироваться к изменяющимся условиям;
- Высокая вариативность. У них всегда много идей для выхода и достижения успеха.
Реактивные люди же проявляют подход, при котором человек реагирует на события после их возникновения. Реактивные люди часто действуют импульсивно, под влиянием текущих обстоятельств, что может привести к стрессу и невыполнению задач. А если случаются ошибки, то они не делают выводы, а винят окружающих.
Как сделать коллег более проактивными?
1. Создание культуры проактивности:
- Примеры и наставничество. Лидеры должны показывать проактивное поведение и быть наставниками для своих коллег.
- Мотивация и поощрение. Поощряйте проактивное поведение и награждайте сотрудников за инициативу и ответственность.
2. Обучение и развитие навыков:
Если у вас есть возможность провести или заказать тренинг на тему проактивности для коллег, то изменения будут происходить быстрее. Большая часть коллег поймут, что проактивным быть хорошо и станут следить за своей речью. Сильно помогают задания на перефразирование. Например, вы хотели сказать фразу:- Какая ужасная задача, да еще и в такие сроки. Мы не сможем её выполнить, у нас нет ресурсов!
А потом вы вспомнили, что реактивным быть плохо и решили её перефразировать.
Как вариант, проактивно эта же фраза будет звучать так: — Мы получили объемную задачу, которую нужно выполнить в сжатые сроки. У нас сейчас мало ресурсов, давайте подумаем: браться ли за неё, искать дополнительные ресурсы, или провести переговоры по увеличению сроков.
Хочу заметить, что проактивный человек, это не оптимист. Он реалист, и не исключает вариант отказа от задачи. Просто вариаций в проработке будет значительно больше.
3. Вовлечение в процесс принятия решений:
- Участие в стратегическом планировании. Включите сотрудников в процесс планирования и принятия решений.
- Командная работа. Поощряйте коллективную работу и обсуждение идей, чтобы каждый мог внести свой вклад.
Отличные фразы в воспитании проактивности:
- А какие ты видишь варианты решений?
- А что еще можно сделать?
- Сколько вариантов ты уже проработал, какие это были варианты?
- Какое решение принял бы ты?
- Если я возьму на себя ответственность, ты взялся за эту задачу?
В заключении скажу, что сделать из реактивного человека проактивного очень не просто, особенно, если человек сам этого не хочет. Поэтому, если вам в команде важна проактивность, то обращайте внимание на это качество в процессе подбора персонала. Задавайте больше вопросов про неудачи на прошлых местах работы, давайте задачи на вариативность.
Если у вас уже есть команда, и вы хотите сделать её более эффективной, то обращайтесь к нам за бесплатной консультацией.
Директор по развитию компании Webolution, Иван Эрфольг.